«ЖЕЛЕЗНАЯ» ИСТОРИЯ

Автор: Sarina.

Много веков назад человек приручил лошадь. История лошади рядом с человеком это история помощника и боевого друга, а теперь еще и партнера для отдыха. Но главной ролью лошади в жизни человека до последнего времени являлась все-таки война. Именно под военные нужды подгонялась амуниция, изобретались средства управления и выводились новые породы. Что же главное в военном применении лошади? Кроме всадника и самой лошади это средства управления и защиты. К таковым следует отнести шпоры, стремена, пелямы, мундштуки, трензели, удила, доспехи.

Анализ раннесредневековых шпор показывает, что в своей массе они были тычкового типа, с длиной шипа не более 10 см. Что вполне укладывалось в существовавшую тогда посадку. Ниже представлены раннесредневековые шпоры (до XI века, находящиеся в бельгийском музее в Брюсселе). Шпоры явно имеют небольшой шип и по форме напоминают современные спортивные гардкроты. Крайняя слева шпора имеет скругленную форму шипа.

К XIII веку форма шпоры несколько изменилась, шип стал более явным и чуть длиннее, что вызвано существенным изменением посадки всадника и появлением попон как отличительных геральдических знаков. Причиной появления геральдических отличительных знаков некоторые историки считают появление закрытых шлемов (топфхельмов) у рыцарей. Наличие попоны, мешавшей управлению шенкелем и возможности достать лошадь «мягкой» шпорой со скругленным шипом, обусловило незначительное удлинение рабочего шипа шпоры, а также его незначительное заострение. Однако, наличие попоны, в том числе и стеганной, обеспечивало определенную защиту и от воздействия шпоры всадника.

Рыцарская шпора XII век.

Посадка рыцаря и изменение конного доспеха вызвали эволюцию рыцарской шпоры. К примеру, в XV-XVI веках посадка рыцаря, представляет собой выведенные далеко вперед за подпруги и немного в стороны ноги с опущенной вниз пяткой, рабочий шип шпоры смотрит, практически, перпендикулярно вниз, что обеспечивает невозможность случайного посыла лошади вперед при отсутствии доспеха. Наличие же доспеха обеспечивает дополнительные трудности в воздействии рыцарской шпорой на тело лошади. В конце XV – XVI века на месте вальтрапа появляется металлическая пластина, защищающая бок лошади от седла и вниз. Присутствие такого «вальтрапа» обеспечивает защиту лошади от неадекватной работы шпорой, а также необходимость подобной формы и длины оных.

При этом длинные шпоры снабжались колесиками, которые, проворачиваясь, также обеспечивали наименьший травматизм лошади от воздействия шпор. Также хочется отметить, что, несмотря на ужасающий вид шпоры, были единственным средством сообщить лошади посыл, поскольку шенкель через попону и доспех передать лошади информацию не может. К тому же у ноги рыцаря маленькая амплитуда движения, соответственно сила посыла небольшая, а в условиях повышенного выброса в кровь адреналина, в том числе и у лошади, контроль должен быть намного увереннее как для посыла в движение, так и для остановки. К тому же когда руки были заняты боем, поворот от шенкеля был единственным доступным рыцарю способом управления лошадью в бою. Хоть на миниатюрах и изображено, что повод находится в левой руке со щитом, следует признать, что при таком положении повода управлять лошадью невозможно, кроме как для экстренной остановки. Для посыла корпусом также нет возможности, поскольку и на рыцаре имеется доспех. Следует сделать вывод, что длинная шпора того времени это всего лишь насущная необходимость.

миниатюра XIII век. Собрание Британской королевской библиотеки.

Конный рыцарский доспех 1480 г. Германия. Возможно сделан для Вольфганга VI Анхальт-Цербстского. Музейная коллекция. (фото Ron Ruble Enterprises)

Конный доспех 1551 год. Германия. Сделан Вольфгангом Гросшеделем для Филиппа II Испанского (фото Ron Ruble Enterprises)

Конный доспех 1590 г. Англия. Сделан Антоном Пеффенхаузером для Электора Кристиана I Саксонского. (фото Ron Ruble Enterprises)

Конный доспех 1548 год. Германия. Нюрнберг. Доспех сделан Кунцем Лохнером (фото Ron Ruble Enterprises)

На представленной ниже голландской миниатюре XIV века наблюдается полное отсутствие шпор как таковых, что не говорит о забывчивости художника, а скорее о возможности именно такого стиля езды в Европе XIV века. Хотя малое количество доказательств (в данном случае одна единственная миниатюра, хранящаяся в национальной библиотеке Нидерландов) указывает на спорность подобного утверждения, но в тоже время не исключает подобной возможности.

Голландия 14 век. Национальная библиотека Нидерландов

Наиболее распространенным способом управления лошадью был пелям. Достаточно проанализировать изображенных на миниатюрах всадников и большинство представленных в музейных экспозициях сохранившихся рыцарских комплексов. Принцип действия пеляма состоит в комбинировании трензельного и мундштучного управления.


Рыцарский доспех 15 век. Музей Лидса.

Повод, пристегнутый к мундштучным рычагам, явно не предназначался для управления лошадью. Скорее всего его назначение - взятие лошади, находящейся под воздействием адреналина и возбуждения боя, под жесткий контроль.

Начало 16 века. Британская королевская библиотека

Существовали также и чисто трензельное, и мундштучное железо. Мундштуки имели место еще при Римской Империи, однако вид их отличался от современных. Мундштуки имели значительную длину рычагов по сравнению с современным мундштучным железом.

Сбор Римской военной лошади: мундштук, хакамора, блиндера. Nijmegen Museum

Прорисовка трензельного оголовья, XV века, Германия. Нюренберг

Миниатюры и археологические находки показывают, что встречаются трензели довольно большого диаметра в сечении, так называемые «мягкие».

То есть это показывает, что в Западной Европе лошади подбирали трензеля, мундштуки и пелямы индивидуально в зависимости от чувствительности рта, особенности поведения животного. Однако боевой сбор встречается на миниатюрах исключительно на пелям или мундштук, что обусловлено необходимостью безусловного контроля лошади в экстремальной ситуации.

Форма трензельного грызла в Западной Европе была разнообразна и близка к современным формам. Приведенная ниже прорисовка показывает наиболее распространенные формы трензельного железа в Западной Европе согласно археологическим находкам с XIV по XVI век.

Под номером 1 на прорисовке трензель из замка Танненберг, Польша, датируется 1270-1350 гг. Как видно из прорисовки, это довольно строгий трензель, без подвижного грызла. Под номером 2, 3 трензель конца XIV века имеет прямое сечение, но уже подвижное грызло состоящее из двух частей. Под номером З более строгое, явно для тугоездной лошади с пониженной чувствительностью рта. Номер 5 датируется 1350-1400 г.г. 4-ый тип трензельного грызла характерен для раннего XV века. «Шестерка» ранний XVI век. Как видно из прорисовок находок, находящихся в распоряжении музеев, средневековое железо мало отличается от современного нам спортивного железа. Разницу составляет лишь разъемное грызло с крючкообразным сочленением.

Ниже представлены фотографии двух типов трензелей сохранившихся до наших дней.

Довольно часто трензели встречались с псалиями, назначение которых видится в снижении необходимости контроля за работой рук, предотвращая проскальзывание трензелей во рту.

раннесредневековые стремена прорисовка экспоната из музея Лондона.

Стремена, имевшие целью боевое применение, были просты и часто напоминали современные стремена. Отличием являлась лишь ширина полки. До XIV века она была сплошной, в XV веке появляются фигурные стремена с двойной полкой. Широкая полка стала необходима в связи с появлением в употреблении у рыцарей саботонов с длинным острым носом.

Рыцарский конный доспех XV век. Германия.

Далее в XVI веке, в моду входят саботоны с коротким тупым носом, а также сапоги без защиты. Но бой не прощает ошибок. Поэтому появились так называемые решетчатые стремена, передняя решетка которых была призвана защищать ногу рыцаря от повреждений при лобовом столкновении в копейном ударе конницы и от ударов пехоты.

стремена с решеткой 1575 г. Италия

Эволюция оружия провоцировала и эволюцию защиты, в частности появление латного конного доспеха, прошедшего путь от полного его отсутствия до полных латных доспехов XVI века.

Первыми всадниками, облаченными в полный доспех, а также сражавшимися на одоспешенных лошадях, стали ассирийцы, затем появились катафракты. Признаком катафрактариев был тяжелый (полный) доспех коня и всадника. Из сохранившихся доспехов того периода имеется чешуйчатый доспех римского всадника III века н.э. из Дура-Европос.

Римский доспех, скорее всего, одевался на поддоспешник – попону, кроме того, пластины нашиты на кожаную основу, что также исключает повреждение кожного покрова лошади.

Доспех из Дура-Европос детали (Фото с ArtServe)

Доспех из Дура-Европос. Детали. Защита крупа. (Фото с ArtServe)

На приведенной ниже фотографии полного конного доспеха конца 15- начала 16 века из частной коллекции хорошо видно наличие поддоспешника даже под шаффроном (налобная пластина).

Рыцарский доспех XVI век. Частная коллекция.

Причем явно пришитый к самой пластине. В таком сборе допускается также и наличие полной попоны с капором. На второй фотографии из музея данная попона имеется. Лошадей берегли от натирания кожи и возникновения язв после попадания пота. Никогда и ни при каких обстоятельствах не одевалось «железо» на «голую» лошадь. Поскольку Средние века прошли под знаком конницы, то наличие лошади составляла статус человека, воина, социальный статус. Потеря лошади стала бы роковой для человека недворянского происхождения.


Примеры в миниатюрах:

Миниатюра из собрания Метрополитен Арт Музиум.

Миниатюра XV век. Британская королевская библиотека.

Существует ошибочное мнение, что лошади шли в бой по принуждению всадника и при этом в бою не участвовали. Лошадиная психология признает два варианта: побег и сопротивление. Когда побег невозможен, лошадь начинает сопротивляться.

Миниатюра XV век Франция.

Лошади всегда сопровождают нас, помогают нам. Конный мир - самая консервативная область человеческой жизни, что доказано малым изменением средств управления, одеждой всадника и другой конной амуницией. Всюду прослеживаются преемственность поколений и лишь малые изменения в пользу сложившейся ситуации.