По тому, что он (Николай Ростов) так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
Лев Толстой. «Война и мир».
Не помните этого эпизода из произведения, которое проходят по школьной программе? Правильно, я тоже не помнила, пока не взялась перечитывать. В том возрасте, в котором обязывают читать классику, никто из нас на такие вещи внимания не обращает - успеть бы проглядеть к уроку. А если и обращает, то, наверно, приходит в недоумение - за каким таким ремонтом посылают бравого гусара Ростова? Неужели за обоями для квартиры командира полка? Это вряд ли... Тогда что это за «ремонт»?
А это просто новые лошади для сослуживцев. Кони ведь не вечны, вот и приходится пополнять и заменять конский состав, это и называется ремонтом. А те, кто этот ремонт производит, не ремонтники - ремонтеры, профессия, столь известная нашим предкам, что Козьма Прутков упоминает даже пиесу с таким названием. Забавная, должно быть, вещица - можно представить, как могли вести себя господа офицеры, отпущенные своим начальством для ремонта по южным губерниям... Ну, а если серьезно, то должность это была очень и очень непростая, требовавшая не только досконального знания лошади, но и большой практической сметки, и коммерческой жилки... Да и крепкой головы. Судя по роману, всем этим Николай Ростов обладал. Давайте же составим ему компанию и посмотрим, как происходил ремонт конского состава в кавалерии не столь далекого прошлого.
Начнем с того, что дело это было гораздо более сложное, чем представляется нам спустя почти два века. Казалось бы - подумаешь, поехал да купил, деньги-то наверняка были, да и поголовье лошадей в России в те годы было всяко побольше, чем сейчас. Так, да не так.
Во-первых, годились не абы какие лошади, а только определенных мастей - каждый полк имел лошадей одной масти, более того, регламентировались даже отметины! Скажем, первый эскадрон на вороных со звездочкой, второй - на вороных с лысиной и белоногих, третий - на вороных с подпалинами и на караковых без отметин. (Различались - караковые и вороные с подпалинами, не знаю, правда, как). Плюс рост - самые высокие лошади шли в гвардию; в армию - пониже, но тоже не менее определенного предела, как правило, 2 аршина 1-2 вершка. Имел значение и сорт лошади - верховый тяжелый, верховый легкий, артиллерийский, вьючный... Ну и, конечно, офицерские лошади отличались от тех, которые шли под седло нижним чинам. Помимо этого, довольно строгими были требования к экстерьеру - не брали, например, вислоухих; со слишком высокой или низкой холкой; с большим кадыком или со слишком тонкой шеей...
А во-вторых, это при Александре 2-ом Освободителе Россия стала великой коневодческой державой, а до того дела обстояли не так чтобы уж очень хорошо... Даже для коронации «дщери Петровой» прекрасной Елисавет не смогли найти 68-ми приличных лошадей, чтобы посадить на них 68 лейб-компанцев, выбранных в «кавалергарду». Так и не пришлось им покрасоваться в конном строю... Ремонтеры в те годы говаривали: «Лошадей в России много, но лошадей в России нет». И через пятьдесят лет, во времена Николая Ростова, положение хоть и изменилось в лучшую сторону ...
Но не намного.
Вообще почти каждый наш царь-государь каким-нибудь образом да в коневодство вмешивался (вплоть до Хрущева, не тем будь помянутого). Петр Великий - начал устанавливать принцип государственного коннозаводства; Анна Иоанновна, которая, несмотря на солидные габариты, по своим увлечениям была настоящей амазонкой - страстно любила лошадей да охоту - стремилась улучшить качество местных пород, для чего за границей закупались восточные, испанские, мекленбургские жеребцы. В конце своего царствования она приказала организовать несколько конных заводов (в Черниговской и Полтавской губернии для конной гвардии, в Симбирской и Пензенской - для драгунских полков, ведь специализация заводов определялась не по породам, а по принадлежности к войсковым частям).
В царствование Елисаветъ Петровны Кроткiя, которое было весьма продолжительным, были повышены закупочные цены на лошадей и увеличено их фуражное довольствие. Петр 3, чье царствование, напротив, было мимолетным, ничего особенного сделать не успел (жития после восшествия на престол было ему с полгода).
Северная же Семирамида наша, Екатерина Великая, начала в кавалерии и в коневодстве очень серьезные реформы. Увеличилось количество конных полков, особенно - в тяжелой кавалерии, а значит, не только возросло количество закупаемых лошадей, но и изменились требования к ним. Были еще повышены закупочные цены, фуражное довольствие (до 9 пудов овса и 15 пудов сена в месяц на голову). Но самое для нас интересное то, что впервые для ремонта от каждой части откомандировывали ремонтеров - штаб-офицера и четырех обер-офицеров с партией солдат. Тогда же была составлена для них и инструкция, и определено, где и у кого закупать лошадей. При Екатерине были основаны многие государственные и частные конные заводы, при ней стала популярной английская чистокровная порода, именно екатерининский вельможа граф Алексей Орлов начал свою работу над созданием отечественного рысака. В это же время, когда, благодаря Потемкину, было обращено особое внимание на казаков, сформировалась и одна из лучших отечественных верховых пород - донская («стародонская» - говорят специалисты, ибо выделяют в ее истории два периода).
Сын великой императрицы, император Павел 1, принялся было создавать сеть заводских конюшен и случных пунктов, но по известной причине...
-Довести дело до конца не успел.
При нем за лошадей снова стали платить дороже, так что ремонтеры год от года располагали все большими средствами. Впрочем, покупку лошадей и доставку их в полки в это время брала на себя казна. И, если посмотреть на картины того времени, то лошади под бравыми конниками уже вполне приличные. (Впрочем, возможно, это поэтическое преувеличение - так, например, Кутузов, которому в 1812 году было уже немало лет , уж на таком коне изображен - дракон огнедышащий, а не конь! Ездил же почтенный полководец в это время на спокойной кобылке, не преклонного ли возраста, сравнимого с годами хозяина.)
Война с Наполеоном, как любая война, сказалась на коневодстве не лучшим образом, и пришедший к власти в памятном 1825 году Николай 1 был вынужден возрождать обветшавшее хозяйство. Были восстановлены конные заводы при кавалерийских округах военных поселений - 10 в Херсонской и 1 в Екатеринославской губернии, кроме того, действовали 4 Беловодских, как их называли, завода: Деркульский, Стрелецкий, Лимаревский и Ново-Александровский. Знакомые названия, не правда ли? В это же время ремонтеры имели возможность приобрести недорогих, но неплохих лошадей в частных помещичьих хозяйствах. Кроме того, именно в этот период были куплены казной Хреновской и Анненский (Растопчина) заводы.
При Александре 2 начинается новая эпоха, когда российское коневодство было прославлено на весь свет Всемирными выставками. Впрочем, об этом мы уже писали, и не раз.
Вернемся, однако, к нашим ба... Pardon, к нашему Николаю Ростову. Итак, накануне Бородинского сражения его посылают за ремонтом. Давайте же посмотрим, куда и за какими лошадьми он поедет.
Толстой об этом ничего не пишет? Пишет, но скупо - да на что же нам знание истории и дедуктивный метод другого из любимых литературных героев... Итак, нам известно следующее. Служил молодой граф в гусарском полку, да не в гвардейском, а в армейском - для гвардии был не слишком богат, не слишком родовит, ну и протекцией не пользовался. Стало быть, что? Стало быть, нужна была ему лошадь легкая, совкая, резвая, но не слишком дорогая и не высокая. Как выглядела такая лошадка? Ну, тут уж с графом Толстым не тягаться:
» Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствующий на себе взгляд государя, прошел превосходно».
Заглядение картинка, аж слюнки потекли! Конь описан всего несколькими словами, но ясно виден - эдакий арабчонок, горячий, но во всем послушный всаднику. Впрочем, арабчонок ли?
-Не слишком-то много было тогда в России чистокровных арабов.
Зато была другая порода, единственная в Старом и Новом свете, единственная в мире: Орловская верховая.
Такие кони и нужны были для легкой кавалерии, другое дело, что было их не так много и шли они в основном под офицерское седло, а, поскольку таких лошадей разводили в губерниях близ Хренового, значит, туда наш герой и отправится. Заглянем в роман - что ж, наши умозаключения верны.
...Ибо Николай Ростов поехал в Воронеж.
Масть лошадей определялась, как мы помним, полком. Гвардейские гусары, которых было два полка, ездили на серых (Царскосельские) и на гнедых (Гродненские, полк образован в 1824 году). В остальных полках серые лошади - из-за трудностей при чистке - были не слишком распространены, во всех полках на них сидели трубачи, так что, вопреки известной легенде, Дантес вовсе не был «белым человеком на белой лошади» , от которого предсказана была гибель Пушкину, ибо служил в кавалергардах, и, хоть и был блондином (в этот полк брали высоких серо- или голубоглазых блондинов), и носил белые колет и лосины, но ездил-то все-таки на гнедой... Одношерстный состав полков в армии был отменен только в 1857 году, в гвардии же остался до Первой мировой. Говорят, в 1914 году перед боевыми действиями царскосельские гусары перекрашивали своих серых в защитный цвет...
Ростов служил в павлоградском гусарском полку, а павлоградские гусары, подобно царскосельским, имели под седлом лошадей серой масти, как помним, случай редкий.
Рост. Тут все просто - два аршина один вершок, то есть 142 см плюс 4,4см - сиречь, 146 с половиной сантиметров. Ма-аленький такой конек. А вы как думали? В России тех лет не так уж много было мастодонтов под 170, к тому же 146 с половиной - нижний предел. (Да и ценились в лошади совсем другие качества, не то что ныне, когда человек звонит по объявлению о продаже лошади и первым делом спрашивает: «А сколько она в холке?»)...
У Ростова все начиналось достаточно удачно. Прибыв по месту назначения, он явился к губернатору, который указал нашему ремонтеру на те заводы, в которых тот мог бы приобрести лошадей, рекомендовал и барышника, и помещика, у коего тоже был нужный товар.
У этого-то помещика, который «был старый кавалерист, холостяк, лошадиный знаток, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей» наш ремонтер очень быстро («в два слова») купил семнадцать жеребцов, заплатив 6 тысяч, то есть в среднем по 353 рубля за лошадь. Не продешевил ли помещик? Не прогадал ли Николай? При предыдущем императоре за гусарскую лошадь платили по 30-50 рублей, но, во-первых, прошло больше десяти лет, а во-вторых - война. Так что, думаю, все было честно и обоюдовыгодно. Скорее всего, это были лошади под офицерское седло, ведь более дешевых коней для нижних чинов можно было приобрести у барышников, мелких коневладельцев и даже у цыган. Вскоре после этой покупки до Ростова дошли известия о Бородинском сражении, и под впечатлением этого он заторопился, даже поругался со своим вахмистром, поскорее закончил свои дела и , рассчитавшись с продавцами, отбыл в полк.
Сколько всего лошадей было куплено - Толстой не сообщает, но известно, что командировка прошла успешно, а косвенным результатом ее было то, что граф Николай Ростов женился на княжне Марье Болконской, что составило его и ея счастие.
Мы же покинем нашего героя и добавим только, что сто с лишним лет спустя, уже при большевиках, система ремонтирования была изменена кардинально. Все стало делаться централизовано, планово. В 1924 году был организован Отдел ремонтирования РККА, который контролировал работу ремонтных комиссий. Вся страна была разделена на районы: Московский, Ленинградский, Украинский, Северокавказский, Среднеазиатский, Приволжский и Сибирский. Ленинградская ремонтная комиссия, например, комплектовала конский состав из Ленинградской, Архангельской, Вологодской областей и Карельской АССР. Здесь традиционно много было «финок», или «шведок», лошадей, достойных во всех отношениях, но малорослых. Шли они в-основном в артиллерию или под вьюк. Еще и сегодня их потомков можно встретить на севере нашей губернии. Так, в 1989 году, подыскивая коней для нарождавшейся своей конюшни, в совхозе «Красноозерный» Приозерского района мы нашли целую группу этих крепких, правильного экстерьера, выносливых лошадок, как правило, рыжих со светлой гривой или гнедых. Они в точности соответствовали фотографиям начала века. Судьба этой породней группы в наших «чухонских» краях - тема для отдельного разговора.
Ну а сегодняшняя наша беседа подходит к концу. И, как обычно, ответив на некоторые вопросы, мы еще больше вопросов подняли и оставили без ответа. Но об этом - в следующий раз. А сегодня я прощаюсь с вами, любезные читатели мои, и остаюсь преданная вам -
Ирина Хиенкина.
P.S. Внимательный читатель, наверно, заметил, что я немного слукавила, стараясь оживить сухие факты. Конечно, Николай Ростов мог и не стараться искать для своего полка одномастных лошадей, ибо указ об одношерстном конском составе был подписан («высочайше апробирован») лишь в 1833 году, когда наш бравый гусар был уже в отставке, а то и в Сибири. Светлых же лошадей было запрещено принимать в драгунские и кирасирские полки лишь в 1815-16 годах, то есть опять-таки после победы над Наполеоном.
Ирина Хиенкина
журнал "Кони Петербурга" 2002